АксионБКГ / Богатство для вида :: Версия для печати
Публикации / Богатство для вида

Использование цвета всегда было одним из ключевых моментов в разработке любой рекламной кампании, торговой марки или дизайна товарной упаковки. С помощью различных цветов и цветовых сочетаний, как известно, можно управлять потребительским поведением, вызывая определенные эмоции. Но каждый цвет в отдельности ничего не значит. Цвета нельзя классифицировать в отрыве от культурного контекста, их эмоциональное восприятие во многом определяется историческими, социальными и религиозными традициями.

К примеру, бордо, пурпур, золото и серебро издавна считались символами богатства и власти. Эти цвета имели право использовать в одежде и гербах только королевские особы, вельможи и лица, входившие в круг высшего общества. Спустя столетия исторический пафос пытаются эксплуатировать производители массовых потребительских товаров. Присмотритесь к новой упаковке макаронных изделий “Знатные” — можно торжественно объявить: “Приветствуйте! На сцене оперного театра — макароны!” Пачка сигарет “Русский стиль” выглядит как обложка документа государственного образца или Золотая книга нации. “Дымов” воплотился в сургучной печати, “Майский чай” короновал себя. Если до недавнего времени такие решения находили одобрение в умах обывателей, то сейчас многие понимают, что это лишь попытка показать товар лучше, чем он есть на самом деле.

Я провел небольшой опрос среди своих знакомых разных профессий и социальных слоев, пытаясь выяснить, с чем у них ассоциируется сочетание бордового, золотого и серебряного цветов. И вот что получилось.

Станислав, генеральный директор: “Театр, ренессанс, пафос”.

Татьяна, финансовый директор: “Серебро — дождь, зима; золото — осень, украшения; бордовый и золотой — богатство”.

Галина, менеджер по печати: “Парча, театр, бархат”.

Анжела, экономист: “Флаг в Ленинской комнате, розы в праздничной упаковке”. Евгений, системный администратор: “Пафос, ресторан, цыгане”.

Марина, тинейджер: “Герб, кольцо, гроб”.

Юрий, менеджер среднего звена: “Ювелирные изделия, театр, диплом, паспорт”. Диана, журналист: “Эпоха французских королей, герб, вино”.

Тот факт, что разные люди могут воспринимать по-разному одну и ту же цветовую гамму, объясняется тем, что на построение образа влияют имеющийся у личности запас знаний, ее принадлежность к различным профессиональным сферам.

Часть этих знаний у каждого человека является фундаментальной и играет главную роль в возникновении ассоциаций. И по сей день бордово-золотые сочетания часто ассоциируются с властью — законодательной, исполнительной, церковной или какой-либо иной.

Но подобная визуальная концепция никак не может позиционировать товар в сегменте премиум. Она может послужить лишь одним из способов вывести продукт из низшей ценовой категории и создать видимость особого качества с помощью солидной упаковки. Потребители из соответствующей целевой группы, в свою очередь, не прочь приобрести товар, порадовав себя пафосной упаковкой, будь то макароны, колбаса или сигареты. Человек, покупающий подержанный Mercedes за $5000, вряд ли ждет от такого автомобиля высоких технологических характеристик, это скорее попытка потешить свои амбиции в условиях ограниченных финансовых возможностей. Оно и понятно: у большинства потребителей эмоциональные мотивы совершения покупок преобладают над рациональными. Вот тут-то как нельзя лучше помогает визуальный пафос, подпитывающий уверенность клиента в правильности выбора данного товара.

Помимо цвета дизайнеры активно используют в оформлении упаковки соответствующие геометрические формы, виньетки, орнаменты. В ход идут государственная символика, геральдика, символы власти, аристократической культуры и искусства.

Обеспеченные слои населения вряд ли поверят в премиальное качество продукта, основываясь лишь на пафосе упаковки. Но товар, несомненно, найдет своих потребителей. Среди тех, кто “обманываться рад”. складской учет 1с